Статьи о Египте

Песах (Пасха) - выход из Египта

Исход из Египта, напоминанием о котором является праздник Песах, прошел за предопределением Всевишнего весной. Тора предписывает уделить особое место потому, чтобы праздник Песах всегда приходилось на весну.

Весна пробуждает в природе силы, дремлющие и скрытые зимой. Появляется трава и расцветают деревья, чтобы летом принести плоды. Те же законы распространяются и на человека, но в его "зимний", на первый взгляд, непродуктивный период существования он не должен считать себя (а тем более - других) уже не пригодными, даже если такой период затянулся. При наличии вдохновляющей поддержки и поощрения "зима" может неожиданно превратиться в "весну" - период цветения, впоследствии увенчается плодами для Бога и для человека. Значение "весеннего периода" в еврейском жизни подчеркивается праздником Песах, как это указано в Торе: "... Потому что в месяц весенний вывел тебя Предвечный, Бог твой, из Египта ..." Двести десять лет сыны Израиля жили в Египте в телесном и духовной рабствита увязали в мерзости египетской. Возрождение еврейской жизни казалось невозможным. И все же выход осуществился. Это произошло на высоте весны, и сыны Израиля обрели полную свободу. Их духовное освобождение было настолько полным, что через некоторое время, они удостоились дарования Торы - вершины и содержания всего мироздания.

Название праздника Песах происходит от глагола пасах - "шло, перепрыгнул". В Торе этот праздник обычно называется "праздником мацы". И все-таки в сознании людей главным его названием является слово "Песах". Такая еврейская традиция, а традиция, обычай - тоже Тора.

Известно, что слова святого языка передают сущность реалий, а не просто "обозначают" их. Почему праздник исхода из египетского рабства связано (названием) с корнем "пасах"?

"Песах, - говорит Тора, - потому что шло (пасах)," перепрыгнул "Всевышний".

Раши говорит: "Песах от корня" прыжок через ... ", и заповедано евреям совершать пасхальное служение (жертвоприношения) именно таким образом," перепрыгивание ".

Почему Тора и народная традиция связывают выход из Египта с "перепрыжкой"? В течение многих поколений жили евреи в Египте и так прижились, так привыкли к этому месту и даже к рабству, что многие не хотел выходить на волю. Надо вспомнить о том, что в те времена Египет был не просто великой державой, но и центром культуры и цивилизации древнего мира. Египет был и центром моральной распущенности, сточной канавой мира, потому и называли Египет ерват аарец - стыдным местом на земле. Из этого центра культуры и цивилизации, из этой сточной канавы распущенности и разврата евреи должны были уйти в пустыню, на свободу и, главное, к подножию горы Синай, в дарования Торы. Перемена эта должна была состояться не в течение многих лет, а за считанные дни. За считанные дни превратится из сытого раба в носителя десяти заповедей (от веры в Единого Бога к запрету желать чужое) - это ли не Песах, прыжок через пропасть!

Праздник Песах требует заблаговременных тщательных приготовлений, имеющие целью должным образом подготовить еврейский дом к этому великому событию. Для этого требуется не только готовность в материальном отношении, но и готовность духовная, потому что в жизни еврея материальное и духовное тесно между собой сплетено, особенно во всем, что касается Шабата и праздников. В Песах празднуют освобождение от рабства египетского и вместе с тем освобождение от древнеегипетского образа жизни, от "мерзости египетской", что евреи полностью отрицают своим образом жизни. Таким образом, отмечается телесное увольнения, и нахождение евреями духовной свободы, потому что поистине одно без другого невозможно.

Среди обычаев, установленных учредителем хасидизма святым Бешт, есть трапеза Машиаха в последний день Песаха. Как известно, в Субботу еврей должен сделать три трапезы, а в праздник - только две. Так повелел своим ученикам Бешт. Он велел своим ученикам и последователям проводить три трапезы и в последний день Песаха. Третья, "лишняя" трапеза называется «трапезой Машиаха". Семь поколений спустя, в начале ХХ века, пятый Любавического Ребе, г. Шалом-Дов-Бер добавил обычаям этой трапезы правило, уподобляет "трапезу Машиаха" Пасхальный седер. Ребе велел каждому из участников трапезы выпить четыре бокала вина.

Подготовка к седера начинается с сервировки стола: перед хозяином дома (а иногда и перед каждым из гостей) ставят блюдо из Симанэ - символами - под которым заключают три письма мацы. Расположение Симанэ на блюде по-разному в разных общинах.

Рабы Шломо Ицхаки (Раши) составил локаничну рифмованную формулу, которая дает возможность запомнить последовательность 15 элементов седера:

Разберем каждый из элементов.

Порядок действия седера:

Кадди - читается Киддуш (освящение праздника) над бокалом вина.
Урхац - омовение рук без благословения.
Карпас - карпас (кусочек лука или картофеля) обмакивают в соленую воду и съедают.
Яхац - разламывают на две части средней мацу. Большую часть откладывают для Афикоманм.
Маггид-рассказ об Исходе.
Рахца - омовение рук перед едой с благословением.
Моцы - благословение, которое произносится обычно на хлеб (в данном случае на пресный хлеб, мацу).
Маца - особое благословение в связи с заповедью является мацу в эту ночь.
Марор-марор, горькую зелень, обмакивают в харосет и съедают с соответствующим благословением.
Корех - горькая зелень, которая состоит с мацой, что съедают.
Шулхан Орех - праздничная трапеза.
Цафун - вынимают кусок мацы, скрытого Афикомана, и съедают.
Барех - благословение после еды.
Аллель-славословие.
Ныряльщики-седер окончен, и он, конечно, принят Вс-вышним.

Еще один Песах?

О празднике Песах каждый из нас, конечно же, слышал. Но что такое "второй" Песах?

У этого праздника действительно необычная история. Дело в том, что его вообще не должно было быть! Собственно говоря, речь идет не о празднике, а о пасхальной жертве, которая и дала название празднику - "песах", потому что на иврите это значит следующее.

Тора рассказывает нам, что на следующий год после Исхода из Египта еврейский народ решил отметить это событие как праздник, предложенного Торой, и сделать соответствующее жертвоприношения. Но среди народа были люди, ритуально нечисты ("тмеим") или такие, которые оказались вдали от скинии и не смогли вовремя принести пасхальную жертву. И хотя в этом не было их прямой вины, сам факт того, что они оказались лишены возможности выполнить эту важную заповедь, заставил их обратиться к Моше с просьбой. И тогда произошло нечто неожиданное: Вс-вышний решил ... дать этим людям еще один шанс, добавив новую дату в еврейском календаре! Так, ровно через месяц после принесения первой пасхальной жертвы, появилась новая дата - 14 ияра, "Песах Шени" - "друга" пасхальная жертва.

Шестой Любавического Ребе, рабби Йосеф Ицхак Шнеерсон сформулировал внутренний смысл этого дня короткой, но очень емкой фразой идиш: "нито кейн фарфален", т.е. "никогда ничего не потеряно". Все еще можно исправить и изменить к лучшему!

Для этого Всевышний наделил каждого еврея без исключения удивительной способностью вопреки всем обстоятельствам, преодолев все препятствия, вернуться к Торе и еврейству, вернуться к самому себе.

И даже в тех, кто пока еще на "дальнем пути" - далеки от еврейства, так же как в тех, кто не готов пока воспринимать слова Торы, подобно тем, кто имел право входить в Храм, всегда есть еще один шанс!

Впервые "Песах Шени" был отмечен в 2849, на второй год после выхода из Египта. В настоящее время, когда нет Храма и жертвоприношений, принято в этот день есть мацу, чтобы напомнить о содержании "Песах Шени".

Число: 27.02.12 01:00
Добавить отзыв
  • Ширина фото не более 3600px
  • Высота фото не более 3600px
  • Размер фото не более 3 Mb
Чтобы добавить видео с Youtube, просто скопируйте ссылку видео из адресной строки Вашего браузера

2011 © Египет в мельчайших подробностях на yes-comments.ru