Достопримечательности Египта

МУЗЕЙ НЕ УКРАДЕННЫХ АРТЕФАКТОВ

Посетить Египет и не побывать в Каирском музее — все равно что приехать в Париж и не увидеть Лувр. Что же там такого особенного? Как минимум то, что в нем хранится самая большая в мире коллекция египетских древностей, в частности, периода фараонов. В музее вы узнаете о том, как в Древнем Египте хоронили мертвых. Традиции, подобной этой, нет больше нигде в мире — она уникальна, как и сама древнеегипетская культура
 
На двух этажах этого небольшого по площади музея размещено более 120 тысяч экспонатов. Чтобы осмотреть их все и вникнуть в детали, одного дня не хватит. Музей и сам по себе реликвия — ему уже более ста лет. Правда, основан он был на другом месте, еще в 1858 году, а в нынешнее здание переехал в 1902-м.
 
Как все начиналось 
Интересно, что большая часть экспозиции музея — это те древности, которые до середины XIX века не удалось вывезти за территорию страны египтоманам из Европы и Америки. Ведь были времена, когда воодушевленные модой на все экзотическое и восточное дельцы от археологии разворовывали сокровища этой уникальной цивилизации, пользуясь отсутствием закона об охране древностей и коррумпированностью египетской таможни тех лет. Созданная еще во время похода в эту страну Наполеона Бонапарта 24-томная книга-энциклопедия «Описание Египта» служила своеобразным каталогом для европейских агентов в Египте, которые распродавали описанные в ней ценности богатым коллекционерам со всего мира. Именно так были собраны египетские коллекции всех крупных европейских музеев. Прекратить этот грабеж удалось лишь во второй половине XIX века французу Огюсту Мариету, которого египетский вице-король Мухаммед Саид-паша пригласил возглавить созданную им Службу древностей Египта. Приказ был дан четкий: «собрать все стелы, амулеты и другие легкотранспортируемые объекты… для того чтобы спасти их от корысти местных крестьян и алчности европейцев». Для размещения вещей, найденных Службой древностей Огюста Мариета, и был создан Каирский египетский музей.
 
Галерея царств
Мое личное знакомство с музеем началось с того, что я… отстала от группы, заглядевшись на скульптурные изваяния царственного Рахотепа и его жены, размещенные на первом этаже. Скажу сразу: потеряться в этом не таком уж и большом музее вполне реально. Не из-за нелогичности расположения экспозиций, а по причине присутствия в нем невероятного количества желающих приобщиться к древней культуре. Группу я свою в музее так и не нашла — пришлось потом догонять ее на такси. Но нисколько не жалею об этом, ведь благодаря всей этой истории я получила возможность осмотреть все экспонаты, будучи в «свободном плавании». К счастью, у меня был краткий путеводитель по музею с отмеченными мною же местами экспозиции, которые я непременно хотела посетить.
 
Экспозиция музея организована весьма логично. На первом этаже она перетекает из одной эпохи в другую в строгой исторической последовательности, и лишь центральный зал, который вы обнаружите перед собой сразу возле входа в музей, из нее выбивается. В этом колоссальном помещении с устремленными к небу сводами размещены самые габаритные из экспонатов. Советую начать осмотр музея именно с этого зала. В нем находится одна из древнейших находок, привезенная сюда из Саккары, — статуя фараона Джосера. Она датируется аж XXVII веком до н. э.! Если задуматься, в какие далекие времена создавались все эти удивительные предметы, хранящиеся в музее, становится немного не по себе. Вдруг ощущаешь, как холодные ветра времени перенесли тебя на много тысячелетий назад. Представьте, что когда почти во всем остальном мире ваялись примитивные скульптуры и рисовались наивно-символические рисунки, искусство Древнего Египта уже достигло высот невероятной точности передачи облика человека, животных и птиц. А скульптуры тех давних эпох отличаются удивительной анатомической точностью и пропорциональностью. Конечно, это не совершенные римские статуи, до периода создания которых прошли еще столетия…
 
В этом же центральном холле находится копия знаменитого Розеттского камня (оригинал в свое время успели умыкнуть в Британию). Благодаря надписям на нем ученым впервые удалось расшифровать системы древнеегипетских иероглифов и научиться читать древние письмена. Экспозиция первого этажа разделена по залам и секторам: Древнее царство, Среднее царство, Новое царство, греко-римский период и т. п. Особо следует отметить так называемую Амарнскую галерею, в которой собраны находки эпохи правления царя-еретика Эхнатона, придумавшего новую религию солнцепоклонничества. Именно в этой галерее экспонируется скульптурное изображение прославившейся на весь мир головы, принадлежащей прекрасной царице Нефертити — жене Эхнатона. 
 
Жемчужины второго этажа 
На втором этаже находятся тематические и, на мой взгляд, самые увлекательные экспозиционные залы. И несомненная жемчужина Каирского музея — коллекция Тутанхамона. Многие слышали об этом мальчике-фараоне, прославившемся лишь тем, что его гробница оказалась одной из немногих царских усыпальниц, в целости и сохранности дождавшихся того часа, когда их обнаружили археологи и бережно перенесли в музей. На примере этой экспозиции можно восстановить для себя практически полную картину того, как в Древнем Египте хоронили фараонов — посланников богов на земле. Она занимает большую часть этажа и содержит в себе массу диковинных вещей, включая знаменитейшую золотую посмертную маску Тутанхамона, изображение которой известно, наверное, каждому. Там же находится весь колоссальный скарб, с которым хоронили каждого порядочного зажиточного египтянина, а тем более фараона. Кстати, на примере экспозиции маленького фараона можно убедиться, что родную русскому сердцу матрешку придумали вовсе не русские, а древние египтяне, когда обустраивали похороны своих вельмож. Мумифицированные останки человека последовательно укладывали в несколько гробов (у Тутанхамона их было три), которые помещали один в другой. Первый из них, в котором сохранялась мумия, был сделан из самого ценного материала. Затем эти гробы — по тому же принципу матрешки — укладывали в своеобразные погребальные сундуки-ракы. И их тоже было несколько штук. 
 
Серию ярких погребальных ритуалов Древнего Египта продолжает небольшая экспозиция, выставленная в зале №14. Это так называемые фаюмские портреты — уникальный вид древнеегипетского искусства. Они были найдены в конце XIX века в оазисе Фаюм, во время раскопок некрополя. Эти портреты, датируемые I-III вв. н. э., рисовали воском на деревянных досках. Их писали при жизни человека, в натуральную величину. Выглядят они необычайно реалистично. Пока человек был жив, портрет висел у него в доме на стене. После его смерти полотно вкладывали в бинты его мумии, заменяя им лицо. На этом же этаже расположены Зал ювелирного искусства Древнего Египта, Зал царских мумий, Зал моделей Среднего царства и Зал мумий животных. Мумии как царей, так и служивших им некогда животных — весьма своеобразное зрелище. Иссушенные ветрами пустыни полые оболочки, в которых давным-давно обитала жизнь. После мумификации черты лица теряли свою узнаваемость, поскольку весь процесс был основан на полном обезвоживании организма, но тип лица при этом оставался неизменным. Наверное, именно поэтому Федор Иванович Шаляпин, посетивший Каирский музей в 1903 году, после долгого блуждания по Залу мумий и  рассматривания их лиц утверждал, что может безошибочно определить характер каждой из них. Древнеегипетское искусство бальзамирования достигло небывалых высот: после смерти человека его тело старались сохранить для того, чтобы в загробном мире душа снова могла поселиться в него и идти дальше путями загробной жизни. Вместе с богатым египтянином зачастую хоронили не только вещи, принадлежавшие ему при жизни, но и его животных, лошадей, возивших его повозку, и даже рабов, прислуживавших ему, когда он был жив. Умирал один, а вслед за ним умертвляли многих, чтобы обеспечить умершему вельможе максимальный комфорт и в загробном мире.
 
Зал моделей Среднего царства — нечто вроде популярных ныне миниатюрных моделей городов и стран. Только здесь это миниатюры из сцен обыденной жизни египтян за две тысячи лет до нашей эры. Детализированные скульптурные изображения воспроизводят ткацкую мастерскую, рыбацкие лодки, перепись скота... Всего в Луксоре в гробнице чиновника было найдено 25 таких минимоделей. И напоследок — мечта каждой женщины, Зал ювелирных украшений. Дух захватывает от красоты и роскошной утонченности представленных здесь предметов. Завораживают разбегающиеся по залу теплые блики, отбрасываемые изделиями из золота. Серебра тут почти нет, ведь в Древнем Египте золото почитали, как никакой другой металл, и все украшения изготавливали только из него, обрамляя им драгоценные и полудрагоценные камни. Мастерство ювелиров того времени позволяет отнести творения их рук к наиболее интересным и удивительным произведениям древнего искусства. Жаль только, что в музее не дают их примерить. Остается только фантазировать. Наряду с пирамидами прикаирской Гизы Египетский музей — это must see для всех, кто окажется в Каире. Он завораживает, утомляет обилием впечатлений и заставляет разрываться между желанием осмотреть все и боязнью не успеть увидеть самое интересное. Но даже если у вас не будет времени на то, чтобы вчитываться в таблички с описанием экспонатов, вы можете просто пройтись залами музея, обращая внимание на все, что заинтересовало. Как бы там ни было, попав сюда, вы обязательно проникнитесь духом этого места, пропитаетесь атмосферой Древнего Египта и унесете с собой яркие впечатления о том, что «зацепило» именно вас.
Текст ТИНА Лале
Число: 14.10.11 21:23
Другие статьи
Чаще всего люди стремятся в страну вечного солнечного света ...
1.Наама Бэй Я предлагаю идти только ночью, так как место г...
Добавить отзыв
  • Ширина фото не более 3600px
  • Высота фото не более 3600px
  • Размер фото не более 3 Mb
Чтобы добавить видео с Youtube, просто скопируйте ссылку видео из адресной строки Вашего браузера

2011 © Египет в мельчайших подробностях на yes-comments.ru