Египет в подробностях

Культура Египта

Если представить историю мировой культуры в виде триактовои драмы, то первым ее актом будет Античность,-другим - Средневековье, а третьим - Новое время. Но некоторые драмы имеют еще и Пролог, который предшествует первому акту. Есть такой и в истории нашей цивилизации. Это Древний Восток. Под культурой Древнего Востока традиционно понимают культуры цивилизаций Египта, Двуречья, Палестины, Ирана, Финикии, Индии, Китая. Не исключено, что со временем наши представления о древности цивилизаций изменяются, поскольку уже сейчас ученые оперируют данными о развитых цивилизационные центры вблизи палестинского Иерихона (VIII-VII тыс. до н.э.) и турецкого города Чатал-Гуюк (VII-VI тыс. . до н.э.), изучение которых продолжается.

Среди сравнительно хорошо изученных древнейшей считается цивилизация Древнего Египта. В конце IV тыс. до н.э. в северо-восточной части Африки, в долине реки Нил (которую египтяне называли Ха-пи) сформировалась ранньорабовласницька государство Та-Кемет (с египетской - "черная земля"). Этому предшествовала многовековая борьба за власть в стране небольших самостоятельных политических образований ("номов"). Эта борьба наконец-то закончилась примерно на рубеже IV и III тыс. до н.э. объединением всех номов, которых было сорок, в две великие державы: Верхний и Нижний Египет. В конце концов первая из них силой покорила вторую и весь Египет объединился под властью одного фараона; Этот обладатель, которого звали Менее, основал и династию фараонов, а всего, по подсчетам жреца Манефона, в Египте за период его существования как самостоятельного государства изменилось ЗО династий фараонов.

По традиции историю Древнего Египта целится на несколько периодов: Древнее царство (около 2800-2500 pp. До н.э.), Среднее царство (около 2050-1670 pp. До н.э.) и Новое царство (около 1580-1070 pp . до н.э.). Периоды между ними получили название Меж-царств. После Нового царства наступает поздний час. В 332 г. до н.э. Египет был покорен Александром Македонским, а в ЗО г. до н.э. он вошел как провинция в состав Римской империи.

Понять сущность древневосточных культур можно лишь тогда, если учесть, что они были тесно связаны с религией, можно даже утверждать, были ее составной частью.

 

и. Древние египтяне обожествляли природу и земную власть, их жизнь настолько зависело от капризов природы, что они в каждом ее явлении усматривали проявление божественных сил. Крупнейшими богами считались животворная солнце Ра и кормильцами Хапи, наводнение которого приносила лю дям хорошие урожаи, а значит - сытость, спокойствие, согласие. "Слава тебе, Хапи, - провозглашалось в древнем гимне к Нилу. - Ты пришел в эту землю, появился, чтобы видживиты Египет". Своих богов древние египтяне представляли звироликимы. Бог с головой шакала Анубиса помо МАГАВ вечно живого богу Озирису вершить суд над душами умерших, бог-бык Апис был символом плодородия, богиню-львицу Сохмет назы вали "матерью царей", бог с головой ибиса Тот научил людей считать и писать, бараноголовий бог Хнум вылепил первых людей на гончарном круге. Священных животных содержали при храмах, а после смерти бальза мувалы и хоронили на специальных кладбищах.

Фараон считался живым воплощением Осириса, сыном бога солнца Амона Ра. В честь возводились дворцы, статуи, храмы. Он был окружен целой армией придворной челяди, которая должна была удовлетворять любые прихоти живого бога. Служить фараону было большой честью. Придворный этикет обязывал каждого, кто приближался к владыке, ползать на животе и целовать землю у его ног.

Несмотря на это, египтяне очень жизнелюбивым-нацией. Они радовались жизни, наслаждались каждым прожитым днем. И хотели так же существовать и после смерти. По их религиозными убеждениями, существовала особая субстанция - двойник души Ка. Чтобы Ка жила вечно, надо придерживаться определенных правил. Во-первых, для дальнейшего существования Ка было необходимо как можно дольше и лучше сохранять тело умершего человека. Египтяне разработали сложный процесс бальзамирования, в результате чего тело превращалось в мумию и легко сохранялось довольно долго. Конечно, это стоило очень дорого и воспользоваться услугами бальзамировщиков могли только состоятельные люди.

За жизнь человек имеет какое-то помещение. Так же помещение было нужно и покойнику. Для этих целей строились "заупокойные дома" - гробницы. Вельможи строили для себя не очень большие помещения, которые своей формой напоминали ряды (на арабском - "мастаба"). Для фараонов возводились более монументальные сооружения. В эпоху Древнего царства был сооружены памятники, которые считаются одним из семи чудес древнего мира - пирамиды. Первую пирамиду был построен архитектором Имхотепом фараона III династии Джосера. Наиболее известными являются пирамиды трех фараонов IV династии: Хуфу (Хеопса), Хафра (Хефрена) и Менкаура (Микерина). Най-

 

большей из них является пирамида Хуфу. Высотой ее размер достигает 146 м, а длина каждой из четырех граней основания - 230 м. На ее сооружение ушло 2 млн. 300 тыс. каменных блоков, каждый из которых весит от 2 до ЗО т. Причем точность подгонки блоков такова, что между ними невозможно просунуть лезвие ножа, строительство пирамиды длилось 20 лет. Таких грандиозных сооружений больше не знала архитектура Египта. Несмотря на многочисленные меры защиты, пирамиды уже в те давние времена подвергались разграблением, во время которых даже забальзамированные тела грабители выбрасывали из драгоценных саркофагов. Поэтому позже фараоны строили для себя значительно скромнее гробницы, пытались спрятать в скалах или под землей.

Гиза-Долина пирамид (на первом плане - пирамида Хеопса)

Похороны царей и вельмож образовывали крупные "города мертвых". В честь покойников строились заупокойные памятники и храмы. Так, у трех великих пирамид возвышается огромный каменный сфинкс

- Лев с головой человека. По преданию, лицо Большого сфинкса является портретом фараона Хафра. О размерах этого сфинкса можно судить по некоторым цифрам: общая высота его

- 19,8 м, размер рта - 2,32 м, размер уха -1,97 м. Между лапами сфинкса когда-то стоял храм. Называли это сооружение "Отцом ужаса".

Расцветает храмовое строительство. Во времена Нового царства в честь бога солнца Амона-Ра возводятся грандиозные храмы: южный - Луксор-ский и северо - Карнакский. Великий гипостильного (большой колонный) зал храма в Карнаке занимает площадь 5,5 тыс. м2. Всего в нем 134 колонны, а каждая из 12 центральных колонн этого зала, между которыми помещается вход, имеет высоту 21 ми 10 м в обхвате. На верхней площадке такой колонны смогли бы одновременно разместиться более ста человек. Известным является и храм Абу-Симбел, фасад которого украшают четыре двадцатиметровые фигуры фараона XIX династии Рамзеса II.

Статуи фараона Рамзеса II у входа в храм Абу-Симбела XIII в. до н.э.

Статуи богов и фараонов воспринимались как реальные тела, в которые вселяются души богов и умерших людей. Наивный поезд продлить жизнь человека после его физической смерти побудил древних египтян к созданию максимально приближенных к "оригиналу" реалистичных образов, в которых умершие могли бы жить. В связи с этим развивались такие понятия, как пропорция, гармония, канон (непреложное правило). Для изобразительного искусства еще в эпоху Древнего царства была разработана система "гармоничного пропорциювання" изображения. Модулем этой системы, которая распространялась не только на отдельные фигуры, но и целые композиции, был числовой дробь "золотого сечения" - соотношение, которое в результате давало число 1,618 ... Поскольку пропорциональные соотношения имели универсальный характер, распространяясь на все сферы культурной жизни, и воспринимались как отражение гармоничного устройства Вселенной, они считались священными и держали ся в тайне. Именно египетские каноны скульптуры по-начальном служили образцом древним грекам.

 

 

Скульптурные портреты неизвестного ПИ тыс. до н.э. и царицы Нефертити XIV вв. н.э.

Стены храмов и гробниц украшались орнаментом или росписями. Это были картины из повседневной жизни древних египтян или воспроизводящие обстоятельства военных походов. В процессе длительной практики художественное мышление египтян произвело развитую систему канонов: сюжетных, пропорциональных, цветных (цвет женского тела - желтый, мужского - красноватый и др.). К гробнице клали много бытовых вещей. Считалось, что покойник сможет ими пользоваться, когда его Ка соединится с телом и оно проснется для-новой жизни. Золото, серебро, драгоценные камни, драгоценные мебель, пышные одежды, ювелирные украшения - все это можно было найти в могилах фараонов.

Показательной стала находка в 1922 г. подземной гробнице фараона XVIII династии Тутанхамона. Здесь археологам удалось добыть множество памятников декоративно-прикладного искусства древних египтян: инкрустированные золотом и драгоценными камнями шкатулки, золотые букеты, скипетра, кольца, чаши. На лице фараона находилась золотая маска, украшенная драгоценными камнями.

Значительными были достижения египтян и в разных областях науки: физике, химии, медицины. Они создали первые в истории человечества медицинские трактаты, где описывались признаки различных болезней и способы их лечения. Египтяне умели вычислять площадь треугольника, объем цилиндра, поверхность полушария, ввели начала алгебры и даже решали уравнения с двумя неизвестными, их жрецы могли предсказывать затмения солнца, вычислять периоды разлива Нила. Земледельцы Египта давно начали культивировать чужеземные растения, которые завозились в страну отовсюду.

 

Люди Та-Кемет создали и богатую и разнообразную по жанрам литературу. Писали они специальными значками - иероглифами на особом материале, который изготавливался из нильской растения папирус, а также на гробам каменных сооружениях. Это были разнообразные религиозные тексты (надписи пирамид, надписи саркофагов, гимны в честь богов), философская лирика ("Песнь арфиста", "Разговор разочарованного со своей душой"), сказки ("Сказка о двух братьях", "Сказка о правде и несправедливости »), дидактическая литература (" Поучения Птахотепа "," Поучение Аменемхета III "). Мнения, высказанные египетскими мудрецами, не устарели и в наше время. "Не будь высокомерным, имея обширные знания, - говорил Птахотеп, - и не полагайся на себя из-за своих знаний. Советуйся с бестолковым, как и с толковым, - ибо нет предела умению и нет умельца, который в полной мере овладел искусством своим. Сокрытое слово великолепное больше, чем зеленый драгоценный камень, но находят его в рабынь у жерновов ". Очень ценились египтянами знания и образование. Особым было отношение к грамотных людей:

Они не строили себе пирамид из меди * И надгробий из бронзы. Не пропали после себя наследников, Детей, сохранивших их имена. Но они оставили свое наследство в писаниях, В поучениях, сделанных ими ... Книга лучше разрисованный надгробие Но прочную стену.

Написанное в книгах возводит храмы и пирамиды в сердцах тех, Кто повторяет имена писцов, чтобы на устах была истина. На Ближнем Востоке в IV тыс. до н.э. между реками Тигр и Евфрат возникла цивилизация Месопотамии, или Двуречья, ее культурную традицию исследователи по времени разделяют на три культурно-исторические отрезки, соответствующие периодам существования трех древних государств, последовательно заменяли друг друга в этом регионе: Шумера, Вавилона и Ассирии.

История древнего Двуречья прошла несколько этапов. В конце IV тыс. до н.э. северная народность, известная под общим названием шумеров, заняла и освоила долины рек Тиф и Евфрат и образовала первые в Двуречье города-государства (Ур, Урук, Киш, Лагаш, Нипур). Шумерская период истории Месопотамии суммарно насчитывает около 1,5 тыс. лет.

С древности соседями шумеров были аккадцы, которые жили в Нижнем Двуречье. Постепенно шумеры ассимилируются с ними, и во II тыс. до н.э. история Месопотамии становится историей аккадских народов.

 

Ведущую роль в первой половине II тыс. до н.э. играли Вавило-няни. Наивысшего расцвета Вавилон испытывает при шестом царе первой династии Хаммурапи (1792-1750 pp. До н.э.) - Да за последних царей этой династии Вавилония страдает от нашествия горных племен и упадок почти на 500 лет.

Ассирия впервые появляется на исторической арене примерно в XIV в. до н.э., а в конце IX в. до н.э. становится могущественной державой Передней Азии.

Последние страницы истории Двуречья снова связаны с Вавилоном. Вавилоняне вместе с соседями - мидийцев - в конце VII в. до н.э. наносят поражение ассирийском государстве. Однако в 538 г. до н.э. Вавило-нию было завоевано уже персами.

Шумер. В отличие от египетских, климатические условия Месопотамии были более строгими: наводнения, песчаные бури, сырой влажный климат. Все это. Полной мере отразилось на мировосприятии древних жителей Двуречья, их мифологию насквозь пронизывают чувство ужаса и безнадежности перед непреодолимыми силами зла рока. Здесь не встретишь присущей египтянам мечты о беззаботной жизни в загробном мире. Боги шумеро-аккадцев жестокие и завистливые к людям. В описаниях потустороннего царства царят мрак и безысходность. Нет ни справедливого судьи, похожего на Озириса, ни весов, на которых весят дела людей, нет никаких иллюзий относительно того, чем закончится жизнь и как это должно произойти. Все мысли, все стремления месопотамцев концентрировались на той действительности, которую открывает перед ними земную жизнь. Но это жизнь не светлое, не радостное, а тревожное, полное тайн и борьбы. Это они первыми сформулировали понятие: "Помни о смерти" То спеши наслаждаться каждым мгновением жизни, ибо оно быстротечно, а после смерти уже не будет ничего радостного.

По представлениям шумеров, как человек состояла из костей, плоти и кожи, так и весь окружающий земной мир состоял из трех частей. В основе мироздания находилась "земная кость", то есть дерево жизни (ясень), из которого возникли шумерские боги. Глина, из которой шумеры лепили первая посуда, считалась "земной плотью". Завершала конструкцию мира "земная кожа", которую позже стали отождествлять с медью, впервые выплавлено из руды. На конец IV тыс. до н.э. шумеры четко различали две сферы деятельности - внутреннюю и внешнюю. Если внутренняя касалось еды и удовлетворение других телесных потребностей, то внешняя касалась предметов общественной жизни, включая связь с богами через жрецов.

 

В определенной степени можно утверждать, что шумерская культура была колыбелью не только месопотамской, но и культуры всего человечества. Считается, что именно шумеры изобрели колесо и гончарный круг, первыми научились выплавлять бронзу и изготавливать цветное стекло, создали первую профессиональную армию и первые правовые кодексы. Шумерские астрологи установили, что год состоит из 365 суток и разделили его на 12 месяцев согласно с движением Солнца по эклиптике через 12 созвездий зодиакального круга.

Культура шумеров отмечалась высоким развитием искусств, ремесел, особенно выдающимися были архитектурные достижения древних месопотамцев. В отличие от Египта, Двуречья было бедным на камень, поэтому строили здесь из кирпича. Именно шумеры начали строить типичные для Месопотамии архитектурные памятники - ступенчатые башни - зиккураты, которые были неотъемлемой частью месопотамских храмов (кроме зиккурата на обширных территориях храмов, огражденных стенами, были и другие здания).

Реконструкция зиккурата в Уре III тыс. до н.э.

Храмы посвящались различным богам шумерского пантеона, враждебную по отношению к людям неистовство которых необходимо было "задабривать" многочисленными жертвами и ритуалами. Среди этих ритуалов особое значение имел мощный крик жреца до находящихся на небе богов, отзывались "ужасным блеском" (молнией) и "царским криком" (громом). Поэтому зиккураты должны быть достаточно высокими и крепкими, чтобы не упасть от мощных ответов богов. Зиккураты сводились в три-четыре выступления, иногда количество «ступенек» доходила до семи. В верхней части сооружения городов

илося святилище, которое считалось "домом Бога".

Большую роль в культуре Месопотамии сыграла письменность. Шумеры изобрели клинопись - показательно и самое важное из того, что было создано давньомесопотамською цивилизацией. Клинописные

 

значки наносились палочкой на табличку из сырой глины, а затем эта табличка обжигалась и могла храниться очень долго. Из литературных памятников шумеров до нас дошли многочисленные мифы (о сотворении мира, о всемирном потопе), древний вариант эпоса о Гильга-меша. Однако литературные записи, как и в Египте, были привилегией узкого круга высших должностных лиц, которые одни имели право овладевать сложным искусством клинописного письма.

Культура Вавилонии переняла эстафету от шумерской культуры и цивилизации, став последней фазой. Вавилон - первый город мирового значения в истории человечества. Он прославился многими архитектурными сооружениями, скульптурой, рельефами. Согласно одной из клинописных табличек, в Вавилоне было 53 храма великих богов, 55 небольших храмов верховного бога Мардука, 300 малых святилищ земных и подземных богов, 600 святилищ небесных богов, 180 жертвенников богини войны и любви Иштар и 200 жертвенников, посвященных другим богам. Самой сооружением города была Эсагила - 90-метровая башня - зиккурат в честь бога Мардука.

Известной достопримечательностью давньовавилонської.культури является двухметровый каменный столб, на котором записано законы царя Хаммурапи. Верхнюю часть столба украшает рельеф. Здесь изображен бородатый бог солнца Шамаш, который передает символы власти - скипетр и магическую кольцо - царю Хаммурапи. Они пристально смотрят друг другу в глаза, что усиливает единство композиции.

Древние вавилоняне создали много литературных произведений. Большой интерес вызывают "Поэма о Атрахасиса", в которой рассказывается о сотворении человека и всемирном потопе, а также культовый космогонический эпос "Енумьа элиш" ("Когда наверху"). Здесь были созданы также окончательную версию поэмы о Гильгамеше-героя, который искал и не нашел бессмертие. В 11-й таблицы поэмы Ут-Напиштим - единственный человек, спасшегося от всемирного потопа, - рассказывает Гиль-гамешу об этом стихийном бедствии, насланы злыми и завистливыми богами:

Ходит ветер шесть дней, семь ночей,

Потопом буря покрывает землю.

Когда же настал день седьмой.

Буря с потопом войну прекратили,

Сражавшиеся, словно войско.

Успокоилось море, утих ураган - потоп прекратился.

Я отбросил люк - свет упал мне на лиц летия.

Я взглянул на море - безмолвие,

И все человечество глиной сделалось!

 

Уже после освобождения от ассирийского господства Вавилон пережил последний период своего расцвета, который по уровню развития материальной культуры превзошел все предыдущие культурные достижения Востока и Запада. Царь Навуходоносор II окружил город крепкими стенами. В верхней части городская стена была такой широкой, что на ней могли разъехаться две боевые колесницы. В стенах на все стороны света размещались ворота, от которых к центру города шли широкие красивые улицы, застроенные дворцами и храмами. Главные ворота, посвященные богине Иштар, была облицована изразцами с рельефными изображениями животных. По приказу Навуходоносора II было построено и второе из семи чудес света - знаменитые сады Семирамиды.

Макет Эсагилы - Вавилонской башни во времена Навуходоносора Ассирийцы (государство Ашшур) подходили к культурным ценностям своих предшественников так же, как это в свое время сделают римляне с греческой культурой. Они трансформировали религию, культуру и искусство Вавилонии, внесли в них новый пафос могущества, государственности. Ассирийская культура была полностью исполнена пафосом силы, прославляли мощь, победы и завоевания своих царей. В ней доминировали не религиозные, а милитарно-светские принципы и мотивы.

Не культовая архитектура, а строительство дворцов и крепостей присуще ассирийском периода. Известным далеко за пределами Ассирии выражением государственной мощи был дворец царя Саргона II вблизи Ниневии. Вход в него сторожили крылатые быки с человеческими головами, горящими глазами, огромными прямоугольными бородами. Это хорошие мифологические существа - шеду, которые должны были охранять жилище царя от всевозможных видимых и невидимых врагов.

 

Бык-шеду из Ниневии IX в. до н.э.

В рельефах и росписях ассирийских дворцов преобладают светские сюжеты. Главным лицом здесь выступает сам владыка. До нас дошли многочисленные портреты ассирийских царей: Саргона II, Ашшурбанапала (Сарданапала), Ашшурнасирпала II и др.. Царь всегда грозный и величественный, его фигура тяжелая, руки и ноги налиты сильными мускулами. Особого мастерства добились ассирийские художники в изображении сцен охоты, где реалистично показано различных животных: лошадей, верблюдов, львов. "Умирающая львица" из дворца Ашшурбанапала - шедевр мирового значения. Эта львица, поражена несколькими стрелами, пытающаяся подняться в последнем отчаянном усилии, ее пасть, раскрывшейся в предсмертном рыке, расставленные треугольником передние лапы и выразительная диагональ напивповаленого тела - произведение великого чрез резчика.

По приказу царя Ашшурбанапала в его дворце были собраны значительную во всем древнем мире библиотеку, состоящую из десятков тысяч клинописных табличек. Царь лично следил за ее комплектованием. "Я узнал спрятаны тайны искусства письма, - сообщал он в одной из надписей, - я читал в небесных и земных зданиях и размышлял над этим. Я присутствовал на собраниях царских переписчиков".

Культура Месопотамии имела огромное влияние на культуру соседних государств: Иран, Урарту, Палестины. В Библии зафиксировано настораживающе-восторженное отношение древних евреев в гордых и величественных городов Вавилона и Ниневии, ужас перед величием этих стран и их владельцев.

К западу от Двуречья, недалеко от восточного побережья Средиземного моря и на северо-запад от Аравийского полуострова, между горой Синай и рекой Иордан находилась Древняя Палестина. ее история является историей семитских, по происхождению - скотоводческих племен. Современные ученые считают, что примерно в XII в. до н.э. две группы этих племен - израильтяне (северная группа) и иудеи (южная)-полностью овладели большей частью территории Палестины, вини-

 

щившы или ассимилировав коренное население (Хананеев). Переход к земледелию, к оседлому быту, развитие ремесла и торговли привели к распаду родового строя и формирования рабовладельческого общества. Этот процесс завершился, как предполагают, на рубеже XI и X вв. до н.э. образованием Израильско-Иудейского царства (цари Саул, Давид и Соломон), которое в 935 г. до н.э. распалось на два самостоятельных государства. Израильское царство было завоевано и уничтожено ассирийцами 722 г. до н.э., а Иудейское - в 586 г. до н.э. пережил нашествие вавилонян. Царь Навуходоносор II разорил столицу Иудеи - Иеруса-лым, а население страны расселил по разным регионам своего государства. После падения Нововавилонского царства 538 г. до н.э. персидский царь Кир II разрешил евреям вернуться в Палестину и восстановить Иерусалим. Тогда руководили страной жрецы во главе с первосвященником. Персидское владычество быстро сменилось греко-македонским. В середине II в. до н.э. Иудея на время вернула себе независимость (при династии Хасмонеев), но в 63 г. до н.э. попала под власть Рима, с которым находилась сначала в союзнических отношениях. В 70 г. н.э. после неудачной попытки сбросить чужеземное иго Иерусалим был разрушен войсками императора Тита. Большинство евреев рассеялись по другим государствам. Это событие стало концом древнееврейской культуры.

Основой этой культуры была монотеистическая религия с единым богом, самым распространенным из имен которого было наложено табу имя Яхве ("сущий", "присутствует"). На своих началах это типичная национальная религия ^ которая связывала свою догматику с представлением о богоизбранности одного народа. Еврейский Яхве мало похож на одного из богов или богинь древних Египта, Месопотамии или Финикии. Он - единственный Вседержитель, воинственный и очень требователен к своему творению, справедливый как в своих карательных приговорах, так и в подаренных благах, никем не виденный, но вездесущий, обладает как смертью, так и жизнью. Он грозный и милосердный, как созданная им природа. Недаром этот образ в разных обстоятельствах отождествляется с диаметрально противоположными стихийными явлениями, в которых это божество представляет свою мощь и волю людей.

Главная письменный памятник древнееврейской культуры известна нам как библейский Ветхий Завет (нередко употребляют форму "Завещание", не совсем оправдано). В состав Ветхого Завета входят три больших цикла: Тора ("Закон") или Пятикнижие, - пять хроникально-

"Слово" завет "означает соглашение между Богом и людьми, изменение" условий "этого соглашения Ису-сом из Назарета, не признана большинством евреев, стала основанием написания Нового Завета, относится уже к другой, христианской религиозной культуры.

 

законодательных книг (Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие), создание которых приписывают Моисею; Пророки - раздел, в который входят древние хроники (Книга Иисуса Навина, Книга Судей Израилевых, Книги Царств), а также собственно пророческие произведения, написанные четырьмя "великими" (Исайя, Иеремия, Иезекииьль, Даниил) и двенадцатью "малыми" (Осия, Иоиль, Амос, Иона, Иов, Наум и др.). пророками; Писания-собрание преимущественно поэтически дидактических текстов, разных по жанрам ( гимны, псалмы, Притчи и премудрости Соломона, лирическая поэма "Песнь песней", некоторые хроникальные тексты).

Содержанием Торы стали еврейская мифология и религиозно-юридические нормы, которыми регулировалось жизни человека.

В книге Бытия (название уже со славянского перевода) рассказывается о сотворении мира и человека, о первых людей и всемирный потоп, поглотивший грешное человечество. Библейский миф о потопе близок к вавилонских преданий. Но в поэме о Гильгамеше говорится о стихийном бедствии, за что-то насланы на людей богами, которые не могут между собой обо всем договориться. Яхве же наказывает грешников и спасает праведного Ноя (соответствует месопотамской Ут-Напиштим), его домочадцев и "семя земли" - "каждой твари по паре". С 12-й главы книги начинается история избранного Богом народа. Героями повествования становятся так называемые "патриархи" - Авраам, Исаак, Иаков, Иосиф.

Героем следующей книги, Выход есть Моисей, который вывел народ еврейский из "египетского рабства", чтобы повести его к "земле обещанной". Через Моисея Яхве провозгласил известные десять заповедей, которые стали основой не только иудейской религии, этики, права и морали, но и, в христианизированным виде, дальнейшей европейской культуры: да не будет у тебя других богов; не делай себе кумира: не произноси имени Господа напрасно; празднуй день субботний; уважай отца и мать своих, не убивай; не занимайся прелюбодеянием; не кради; не будь ложным свидетелем; не желай имущества и ничего из того, что принадлежит ближнему твоему.

Три других книги Торы посвящены различным предписаниям, которые регламентировали жизнь иудея. Здесь речь идет об общественном и семейную жизнь, хозяйственную и духовную деятельность, особенности культа.

В хроникальных текстах второго раздела Ветхого Завета рассказывается об обстоятельствах завоевания еврейскими племенами Палестины, создания ими государственности, царей израильско-иудейских, многочисленные преступления против веры и подвиги ее, борьбу народа со многими захватчиками.

Уникальным явлением является древнееврейский пророческая литература. Она сохранила для нас форму и дух пророческого движения - своеобразного общественного

 

феномена, который был средоточием духовной жизни евреев в кризисную эпоху (Vni-VI вв. до н.э.). Пророк говорил от имени самого Яхве, был готов на любые гонения, лишь выполнить возложенную на него миссию.

Голос пророков - это прежде голос морального совести. Все участники пророческого движения решительно критикуют людей состоятельных, сильных мира сего господствующие вокруг раздор и распри. И все же пророки дне-'• вались на то, что людей можно переделать, что в конечном итоге поступит ожи-? ваний мир и покой. Пророк Исайя мечтал о тех временах, когда люди "перекуют мечи свои на орала, и копья свои-на серпы; племя на племя не поднимет меча, больше не будут учиться воевать Тогда волк будет жить вместе с ягненком, и рядом с козленком ляжет барс; будут вместе теленок, лев и бык, и малыш их поведет ". Пророк Даниил вместе с другими предсказывал приход мессии - Сына Человеческого: "Увидел я потом в ночных видениях: вот в облаках небесных шел бы Сын Человеческий, пришел к Предвечного и ТИривелы Его к Нему. И было ему дана власть, славу и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему; власть Его - власть вечная, которая не кончится, и царство Его не перестанет ".

В лирических частей Библии принадлежат псалмы Давида (150 песен духовного содержания) и "Песня песен". Согласно традиции, автором счи-.жаеться царь Соломон. В "Песне песней" чувствуется влияние древнеегипетской поэзии. Главные действующие лица произведения - двое влюбленных. Она - дев-чина-пастушка по имени Шуламит (Суламифь). Он - юноша, которого называют то пастухом, то царем. Автор рассказывает о зарождении чувств у обоих молодых людей и силу их любви. "Песнь песней" - гимн в честь любви. "Положи меня, как печать, на сердце, - обращается девушка к жениху, - как печать, на ладонь твою, ибо прочное, будто смерть, любовь, как ад, тяжелые ревность!" Поэму толковали аллегорически: как любовь между Богом и верной паствой. От "Песни песней" как образца лирического творчества отталкивались поэты многих более поздних культур.

Невозможно переоценить то огромное влияние, что имела ветхозаветная Библия на культуру Европы и всего человечества, ее тексты признаны священными книгами современных христианства и иудаизма. Образы и сюжеты находим в произведениях выдающихся деятелей культуры разных стран и народов: Дайте и Мильтона, Байрона и Пушкина, Шевченко и Франко, Рублева и Микеланджело, Леонардо да Винчи и Рафаэля, Рембрандта и Рубенса, Булгакова и Дали, Баха и Березовского, Шуберта и Лысенко и мн.

Иран - страна древней и высокоразвитой цивилизации. Еще в начале ИН тыс. до н.э. здесь была создана собственная письменность и оригинальную культуру, которая совершенствовалась на протяжении нескольких тысяч-

 

лить. Иранские племена заселяли со II тыс. до н.э. обширные территории Евразии-от Гиндукуша до Северного, разделяясь на две основные группы, западную и восточную. Восточные иранцы заселяли районы Средней Азии - области Ферганской долины, Хорезма, Согдианы, Бактрии, Афганистана и Хорасана. Западные иранцы - области к западу от Каспийского моря - Мидии, Атропатены (Азербайджан), Скифии (частично) и Фарса (Персии). Достаточно плотные и разносторонние связи восточных и западных иранцев никогда не прекращались, однако местные различия были значительными. Здесь под иранцами подразумевается прежде всего населения Мидии и Персии. В истории Древнего Ирана выделяют следующие этапы: время возникновения и развития эламский цивилизации (с конца IV тыс. до конца VII в. До н.э.) мидийские эпоха (VII - середина VI в. До н.э.) Ахе- менидський период (с середины VI в. до 330 г. до н.э.) парфянский время (середина III в. до н.э. - 224 г. н.э.).

Одним из ведущих религиозно-философских учений Древнего Ирана, как предполагают, в VI в. до н.э., стал зороастризм. Основные его положения изложены в священном сборнике книг - Авесте, которая состоит из нескольких частей (Вендидаде, Висперед, Ясная, Яшт и др.). И представляет собой свод законов и предписаний, заклинаний, молитв. Древнейшей частью Авесты являются Гаты - сборник из 17 молитв. Автором их считают непосредственно самого реформатора древних иранских культов и основателя "вогнепоклонницькои" религиозной культуры - древнеиранского религиозного учителя Заратустру (Заратуштра, Зороастра). Согласно его учению, единственным всемогущим и вездесущим Богом добра, носителем света, жизни и правды есть Ахура-Мазда (Ормузд). Он существовал до сотворения мира и был его создателем. Но изначальное рядом с ним существовал и дух зла-Ангро-Манью (Агриман), олицетворяющий мрак, смерть и вместе с подопечными злыми духами - девами - совершает зло миру и людям. Ахура-Мазда все время борется с ним. Человек был создан Ахура-Маздой, но свободен выбирать между добром и злом, и поэтому может подпадать

под влияние духов зла. Своими действиями, мыслями и словами человек должен бороться против Ангро-Манью и дэвов.

В Гатах также рассказывается о жизни, быте и нормы поведения. Заратустра говорит о том, что мир состоит из двух начал: земного, реального ("мир вещей") и идеального, потустороннего ("мир души"). Для пророка более важным является земной мир. Он заботится о рациональном устройстве этого мира. Содержание Гат в целом укладывается в два вида поучений: проповеди оседлого скотоводства и мудрого управления государством. Заратустра выступил против уничтожения скота, против кровавых жертвоприношений, призвал верующих хранить домашних животных.

 

Число: 14.03.12 12:04
Другие статьи
Ну, вот и наступил долгожданный отпуск, а вы не определились...
Израиль - одна из самых туристических стран.Страна расположе...
Добавить отзыв
  • Ширина фото не более 3600px
  • Высота фото не более 3600px
  • Размер фото не более 3 Mb
Чтобы добавить видео с Youtube, просто скопируйте ссылку видео из адресной строки Вашего браузера

2011 © Египет в мельчайших подробностях на yes-comments.ru